Интеллектуальное соревнование «Банковские бои»

Аттестационное задание № 50
«Мероприятие с участием родителей»

Выполнила:
Зотова Ольга Анатольевна
учитель английского языка
МАОУ ОСШ № 3

Пояснительная записка

     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет такие требования к результатам освоения основной образовательной программы, как формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, коммуникативных компетенций ребёнка, применение им предметных, в том числе языковых, знаний на практике. Выполнение практико-ориентированных заданий способствует популяризации английского языка, что является одной из задач Концепции развития англоязычного образования в Российской Федерации. В связи с этим целесообразно проводить с учащимися нестандартные мероприятия, где решение задач коммуникации является основным видом деятельности.

     Учитывая, что каждому родителю хотелось бы видеть своего ребёнка в образовательном процессе, а детям нравится проводить время со своими родителями в непринуждённой обстановке, демонстрировать им свои успехи, полезно проводить внеурочные мероприятия совместно с родителями учащихся. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных — такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

     Таким образом, мероприятия с участием родителей не только полезны, но необходимы. Лучше проводить совместные с родителями мероприятия днём, в субботу, когда у большинства из них нерабочий день.

     Во время проведения внеурочных мероприятий предпочтительны игровые, здоровьесберегающие технологии, при этом должны создаваться условия для творчества участников. Деятельностный подход находит отражение в выполнении практико-ориентированных заданий. Уверенности учащимся придаёт работа в команде, но задания составлены таким образом, что позволяют продемонстрировать каждому свои индивидуальные способности. Степень сложности заданий зависит от уровня подготовки детей: не слишком лёгкие, чтобы не потерялся интерес к мероприятию,  но и не слишком сложные, чтобы у участников не понизилась самооценка. Активная форма проведения таких мероприятий вызывают положительные эмоции у всех участников, что способствует возникновению желания для дальнейших встреч.

     Нынешним школьникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. В современном мире родители и, мы, педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей школьного возраста.

     В соответствии с государственным проектом «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», (это является правовой основой организации открытого мероприятия) было разработано и проведено внеурочное мероприятие с привлечением родителей  «Банковские бои», жанр – соревнование среди учащихся гуманитарного 8-го класса и их родителей на базе школы. Во время проведения данного мероприятия учащиеся вместе с родителями выполняют практико-ориентированные задания.

     Цель мероприятия: развитие языковых, творческих способностей, коммуникативных умений учащихся в рамках сотрудничества педагога, родителей (законных представителей) через совместную практико-ориентированную деятельность, улучшение взаимоотношений детей и их родителей.

     Роль в образовательном процессе: популяризация языковых знаний и знаний в области финансов через решение практико-ориентированных заданий, изучение банковских систем России и Великобритании и их значения в жизни человека при подготовке к творческому конкурсу.

     Помощниками проведения соревнования являются учащиеся 8-го класса, выполняют роли ассистентов по раздаче материала и учета баллов для заполнения таблиц с результатами каждого раунда, и родительский комитет, который готовит призы для участников, оформляет грамоты с дизайном мероприятия и распечатывает дополнительный материал.

     На мероприятие предварительно приглашаются родители учащихся. Запись в дневнике ребёнка, информирование через Viber группы класса являются механизмами привлечения родителей к участию в данном соревновании. Родителям предлагается роль активных участников игры. Инструментарием включения родителей в игру является распределение ролей и обязанностей между ними. Во время проведения мероприятия часть родителей учащихся являются участниками команд, один родитель выбирается членом жюри и один специально приглашенный родитель, который является специалистом в области Банковского дела, т. к. ему предстоит консультировать участников в спорных вопросах.  

     Данное мероприятие, учитывая включение в него родителей, знакомит их с уровнем развития современного образования и современных требований, которые выставляет общество перед гражданином государства. Непринуждённая праздничная атмосфера, доброжелательность, тактичность являются психолого-педагогическими основами коммуникации со взрослыми людьми, что обеспечивает высокий уровень доверительности. А сотрудничество, доверие и взаимоуважение укрепляют не только внутренние детско-родительские отношения, но и объединяют усилия семьи, школы при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Таким образом, повышается психолого-педагогическая культура родителей: расширяются их психолого-педагогические знания о методах воспитания детей, взаимодействии с ребенком.

     Анкетирование участников мероприятия и беседа после проведения игры служат инструментарием обратной связи и позволяют судить об уровне организации и проведения открытого мероприятия.

     Методы активизации познавательной  деятельности (соревнование, групповая работа) – направлены на возникновение желания учащихся и родителей активно участвовать в мероприятии.

     Методы рефлексии направлены на формирование умений родителей анализировать собственную воспитательную деятельность.

Основная часть
«Банковские бои»

Цель:

-повышение уровня финансовой грамотности участников в процессе поиска ответов на интересные вопросы и выявление сильнейших в понимании своих прав как потребителей банковских услуг;

-организация совместной работы детей и родителей, способствующей развитию ребенка и позитивной самореализации родителей;

— воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей.

— закрепление лексического материала по теме урока «Английские банкноты»

Задачи:

-познакомить школьников с основными понятиями сферы банковских услуг в России и Великобритании;

-углубить их знания о существующих финансовых организациях;

-побудить школьников задуматься о достоинствах и недостатках таких финансовых услуг, как: вклады, кредиты, банковские карты;

-создать атмосферы сотворчества и эмоционального подъема;

-формировать чувства сопереживания от совместной деятельности.

-формировать у родителей активную жизненную позицию по вопросам партнерской работы со школьными учреждениями;

-способствовать воспитанию взаимопонимания и доброжелательного отношения друг к другу.

Личностные УУД:

формировать доброжелательное отношение, уважение к культурным и историческим ценностям других стран и народов, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Коммуникативные УУД:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, аргументировать своё мнение.

Регулятивные УУД:

самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, осознанно  выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Познавательные УУД:

развивать навыки поиска и выделения информации, в том числе с использованием ИКТ

Участники: учащиеся 8-го гимназического класса, их родители.

Форма проведения: интеллектуальное соревнование.

Продолжительность мероприятия: 80 минут.

Оборудование:

  1. реквизит для раундов;
  2. компьютер (ноутбук) №1 для демонстрации презентации;
  3. компьютер (ноутбук) №2 для подсчета баллов техническим ассистентом и запуска музыки;
  4. колонки

     В аудитории нужно организовать рабочее пространство для команд. Одно командное место включает: стол и стулья по числу игроков в команде.

Ход мероприятия.

Организационный момент. Создание положительного настроя, эмоционально комфортной обстановки.

     Учитель: Добрый вечер дамы и господа! Вы видите, что наш класс разделен на 4 командных места, т.к. наши интеллектуальные бои будут проходить в смешанных (родители и учащиеся) командах. Для этого поднимите, пожалуйста, руки у кого есть банковские карты “Visa”, “MasterCard”, “CreditCard” и у кого их нет вообще. Таким способом мы разделимся на команды ( 3 ученика + 2 родителя).

     Прошу команды занять свои места. Я раздам Вам бланки регистрации, где нужно:

  1. записать имена и фамилии всех участников;
  2. придумать и записать название команды;
  3. выбрать капитана.

     Эта информация будет  использована в конце мероприятия для вручения грамот.

     Итак, наше соревнование называется «Банковские бои»

-Вас ожидает  5 интеллектуальных раундов. Смена раундов происходит по звуковому сигналу. После того как он прозвучал (демонстрирую звук), игроки должны немедленно прекратить все обсуждения и внимательно слушать меня.

-По итогам каждого раунда начисляются баллы. Максимально возможный балл объявляется в начале каждого раунда.

-Ответ засчитывается только, когда он озвучен капитаном или сдан бланк с ответом членам жюри. Чтобы избежать недоразумений, внимательно слушайте порядок подачи командного ответа в каждом раунде.

-Подсказки запрещены. Команды не должны подсказывать друг другу или искать ответы на вопросы в интернете. За несоблюдение правил команда может быть оштрафована на несколько баллов по решению ведущего, т.е. меня. (слайд №2):

     Перед началом соревнований хотелось бы напомнить о принципах командного успеха (слайд №3):

-Уважай своих партнеров.

-Умей выслушать другого.

-Не согласен – предлагай.

     Учитель: У Вас есть какие-нибудь вопросы. Дополню, подсчет баллов за каждый раунд будет осуществлять мои помощники (один ученик и один родитель- они же члены жюри). Также у нас есть приглашенный эксперт из банковской системы (это родитель), который будет помогать нам в разборе спорных банковских ситуаций. Начинаем.

Раунд №1 «Вопрос — ответ»

Краткое описание:

     Формат викторины подразумевает ответ на открытые вопросы ведущего о финансовых услугах и позволяет в динамичной и интересной форме ознакомиться с различными аспектами мира финансов.

     За каждый верный ответ команда получает 1 балл. В этом раунде можно заработать максимум 3 балла.

     В начале раунда кратко объясняю его суть, затем выдаю командам по 1 бланку ответов. На бланке нужно написать номер команды и верные, по мнению команды, ответы на 3 вопроса.

     Вопросы:

1)С какого возраста разрешается брать кредиты в России и Великобритании? (Ответ: с 18 лет) (слайд №5)

2) Какую самую маленькую суммунужно положить для открытия счета в России и Великобритании? (Ответ: 10 рублей и 25 пенсов) (слайд №6)

3) Помимо возврата долга, что еще должен заплатить банку человек, взявший кредит как в России, так и в Великобритании? (Ответ: процент) (слайд №7)

     После оглашения каждого вопроса командам дается 30 секунд на обсуждение, во время обсуждения включаю веселую музыку. По окончании обсуждения последнего вопроса каждый капитан должен сдать помощникам заполненный бланк с ответами на все три вопроса.

Раунд №2 «100 к 1»

Краткое описание:

     Раунд «100 к 1» проводится по мотивам одноименного телешоу. Задача команд – после небольшого обсуждения угадать наиболее популярные ответы своих ровесников на 3 вопроса, связанные с пользованием финансовыми услугами. Варианты ответов были ранжированы по частоте, шесть наиболее популярных ответов на каждый вопрос включены в игру.

     Команды получают баллы, если предложенные ими варианты встречаются среди шести наиболее популярных ответов их сверстников. Чем популярнее ответ, тем больше баллов получает команда. Максимально за раунд можно получить 6 баллов. На каждый вопрос команда может дать (записать в одном бланке) не более двух вариантов ответа.

     Учитель: Во всех странах мира люди берут кредиты. Как в России, так и в Великобритании при оформлении кредита человек сам себе задает несколько вопросов. Сейчас мы представим, что команды тоже хотят взять кредит и им нужно ответить на мои вопросы, чтобы разобраться-эффективно ли брать кредит. После каждого вопроса засекаю 1 минуту, в течение которой Вы совещаетесь и записываете свои ответы. Через 1 минуту собираю бланки и зачитываю версии команд. Если озвучиваемый мною ответ есть на табло (слайд №13, 15, 17), Вы получаете баллы в зависимости от нахождения строчки в рейтинге ответов. Если ответа нет, то звучит сигнал неверного ответа. Если команда отгадала самую верхнюю строчку, то она получает 6 баллов; каждая последующая строчка оценивается на балл ниже. Если оба ответа команды есть на табло, то команде начисляются баллы за каждый вариант.

     Последовательность действий со вторым и третьим вопросами аналогичная.

 Список вопросов и ответы в том порядке, в каком они расположены на табло:

  1. Почему люди берут кредиты?

А) Не хватает денег

Б) Деньги нужны срочно

В) Хотят то, чего не могут себе позволить

Г) Крупная покупка

Д) Мало зарабатывают

Е) На нужды бизнеса

  1. Чем следует руководствоваться при выборе вклада?

А) Процентной ставкой

Б) Надежностью банка

В) Головой / здравым смыслом

Г) Целью вклада

Д) Курсом валюты

Е) Репутацией банка

  1. В каких ситуациях банковская карта удобнее, чем наличные деньги?

А) Крупная сумма

Б) Защита от кражи

В) Поездка за границу

Г) Всегда

Д) Покупки в интернете

Е) Маленький кошелек

Раунд №3 «Мир финансовых организаций»

Краткое описание:

     «Мир финансовых организаций» – это задание на логическое мышление и осмысленное восприятие информации. Задача команд – соотнести 6 типов Российских финансовых организаций с выполняемыми ими функциями.

     Этот раунд обычно оказывается сложным для игроков всех возрастов, поэтому его не рекомендуется проводить в самом начале. Максимум за раунд можно получить 5 баллов.

     Учитель: В этом раунде ведущим будет наш эксперт-родитель.

     Эксперт: Я выдаю каждой команде «Бланк с финансовыми организациями», на котором изображена символика шести финансовых организаций (то же изображение выводится на экран, слайд №19), и поясняю их названия.

     Ваша задача – правильно определить, о какой организации идет речь в каждой из фраз. Свои ответы Вы вносите в бланк, проставляя номер утверждения под соответствующим ему изображением. На каждый слайд дается не более 30 секунд.

     В конце игрокам еще раз показываю все утверждения, объединенные на двух слайдах (слайды №27-26), чтобы они могли проверить свои ответы. Показ каждого слайда длится не более 30 секунд.

     После этого команды сдают заполненные бланки помощникам. Пока они подсчитывает результаты, родитель-эксперт разбирает с  участниками верные ответы (слайды №28-29).

Раунд №4 «НАЙДИ СЛОВО»

Краткое описание:

     В этом раунде командам нужно из набора букв составить слова, которые используются в банковских системах государств.

     На выполнение этого задания дается 5 минут. В конце раунда участники сдают бланки жюри. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. В этом раунде можно заработать максимум 8 баллов.

 

A

C

O

I

N

A

P

P

C

A

S

H

O

H

O

E

C

A

A

E

T

T

V

N

O

V

L

T

E

L

E

S

U

P

A

A

W

A

R

I

N

I

R

X

A

E

T

O

T

T

Y

G

G

W

Y

N

C

U

R

R

E

N

C

Y

Ответы:cash, cheque, credit card, salary, coin, tax, wage, note, currency

     Учитель: Дорогие участники. Перед Вами табло с буквами английского языка, нужно найти термины, которые используются в банковских системах. Могу предположить, что не все родители изучали в школе английский язык, но Вы поможете ребятам тем, что будете вспоминать термины на русском языке, а ребята их переведут на английский ( слайды №30-31).

Раунд №5 «ОБМЕН ВАЛЮТЫ»

Краткое описание:

     В раунде «Обмен валюты» командам предстоит рассчитать сколько им потребуется российских рублей поменять на фунты стерлингов для покупки некоторых продуктов в Великобритании.

     За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимум за раунд можно получить 8 баллов.

     Учитель: Ни для кого не секрет, что каждая страна имеет свою денежную единицу. В Великобритании в обиходе находится фунт стерлингов. Сейчас Вы получите карточки с наименованием продуктов в Великобритании и её стоимостью. Вам нужно рассчитать, какую сумму Вам следует потратить в рублях для их приобретения

     Список продуктов выводится на экран с их ценами (слайд №34). После 5-ти минутного совещания с командой член команды сдает бланк с ответом.

Подведение итогов.

     Учитель: Наши интеллектуальные бои подошли к концу. Пока мои помощники подводят итоги, командам предстоит ответить на вопросы анкеты о необходимости проведения данного мероприятия, поделитесь впечатлениями о нём, пожеланиями на будущее.

Анкета

  1. Понравилось ли Вам мероприятие? (Да, нет).
  2. Какое задание или какой момент мероприятия Вам понравились больше всего?
  3. Считаете ли Вы, что участие в подобном мероприятии полезно для Вас и Вашего ребёнка? (Да, нет).
  4. Как Вы считаете, всё ли получилось? (Да, нет).
  5. Ваши пожелания.

     Итак, перед Вами сводная таблица с баллами команд (слайд №35). Все показали себя хорошими финансистами и знатоками банковских систем двух государств. Большое спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что это мероприятие не последнее в нашей совместной работе.

     Когда все подарки вручены, предлагаю сделать памятные фотографии со всеми участниками.

 

Самодиагностика учителя

Цель мероприятия достигнута.

Охват учащихся: 12 человек

Охват родителей: 10 человека

Качество организации: удовлетворительное.

     Все участники отметили необходимость таких мероприятий, поблагодарили за эту идею, наиболее высокие отзывы получило задание раунда «Обмен валюты».

Положительные результаты мероприятия:       

— учащиеся проявили свои творческие способности;

— дети смогли реализовать на практике языковые знания, выполняя творческие задания;

— сплотился классный коллектив, возникли новые связи между ребятами;

— положительные эмоции участников мероприятия;

— укрепилось понимание родителями важности их участия в таких мероприятиях для общего развития детей;

— слаженная командная работа учителя и учащихся.

Возникшие трудности: не все родители имели средние знания английского языка.

На основании проведенного анализа результативности мероприятия можно сделать следующие выводы:

  1. Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – преподаватели, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом.
  2. До родителей донесено обоснование важности проведения коммуникативных мероприятий вне стен школы:

— воспитание у детей организационных качеств личности, ответственности, аккуратности;

— формирование личности с широким кругозором, обладающей высокими нравственными качествами;

— овладение практическими навыками.

— развитие чувства товарищества.

  1. Использование нетрадиционной формы сотрудничества с родителями позволило и детям, и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, повлекло за собой расширение у родителей психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком; умение организовать необходимые, благоприятные условия для воспитания и образования  в форме совместной деятельности.

     Таким образом, поставленная цель была достигнута, использованные методы и формы были оптимальными и эффективными. Был достигнут планируемый результат мероприятия.

 

Список источников

Документы

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р.
  3. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» утвержденная постановлением Правительства Ханты – Мансийского автономного округа — Югры от 23.09.2013 № 378-п.
  4. Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 93-р).

 

Литература

1.Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. ЭвансУМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) 8 класс

2.Как использовать психологические методы для успешного общения педагога с учениками и их родителями: практическое пособие. М.В. Китаева. – М.: АРКТИ, 2010. – 56 с

3.Смоленцева А. «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно – методическое пособие «Детство» 2008г.

4.Настольная книга классного руководителя 5-9 классы. И.С. Артюхова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.

Интернет-ресурсы

http://вашифинансы.рф/materials/intellektualnoe-shou-finansovye-boi/

https://www.minfin.ru/ru/om/#ixzz5ShYob2mD

                             

                                                                                    Зотова О. А.

 

   «_24__»_____сентября__2018г.