Интеллектуальное соревнование «Банковские бои»
Аттестационное задание № 50
«Мероприятие с участием родителей»
Выполнила:
Зотова Ольга Анатольевна
учитель английского языка
МАОУ ОСШ № 3
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет такие требования к результатам освоения основной образовательной программы, как формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, коммуникативных компетенций ребёнка, применение им предметных, в том числе языковых, знаний на практике. Выполнение практико-ориентированных заданий способствует популяризации английского языка, что является одной из задач Концепции развития англоязычного образования в Российской Федерации. В связи с этим целесообразно проводить с учащимися нестандартные мероприятия, где решение задач коммуникации является основным видом деятельности.
Учитывая, что каждому родителю хотелось бы видеть своего ребёнка в образовательном процессе, а детям нравится проводить время со своими родителями в непринуждённой обстановке, демонстрировать им свои успехи, полезно проводить внеурочные мероприятия совместно с родителями учащихся. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных — такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми, в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, мероприятия с участием родителей не только полезны, но необходимы. Лучше проводить совместные с родителями мероприятия днём, в субботу, когда у большинства из них нерабочий день.
Во время проведения внеурочных мероприятий предпочтительны игровые, здоровьесберегающие технологии, при этом должны создаваться условия для творчества участников. Деятельностный подход находит отражение в выполнении практико-ориентированных заданий. Уверенности учащимся придаёт работа в команде, но задания составлены таким образом, что позволяют продемонстрировать каждому свои индивидуальные способности. Степень сложности заданий зависит от уровня подготовки детей: не слишком лёгкие, чтобы не потерялся интерес к мероприятию, но и не слишком сложные, чтобы у участников не понизилась самооценка. Активная форма проведения таких мероприятий вызывают положительные эмоции у всех участников, что способствует возникновению желания для дальнейших встреч.
Нынешним школьникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. В современном мире родители и, мы, педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей школьного возраста.
В соответствии с государственным проектом «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», (это является правовой основой организации открытого мероприятия) было разработано и проведено внеурочное мероприятие с привлечением родителей «Банковские бои», жанр – соревнование среди учащихся гуманитарного 8-го класса и их родителей на базе школы. Во время проведения данного мероприятия учащиеся вместе с родителями выполняют практико-ориентированные задания.
Цель мероприятия: развитие языковых, творческих способностей, коммуникативных умений учащихся в рамках сотрудничества педагога, родителей (законных представителей) через совместную практико-ориентированную деятельность, улучшение взаимоотношений детей и их родителей.
Роль в образовательном процессе: популяризация языковых знаний и знаний в области финансов через решение практико-ориентированных заданий, изучение банковских систем России и Великобритании и их значения в жизни человека при подготовке к творческому конкурсу.
Помощниками проведения соревнования являются учащиеся 8-го класса, выполняют роли ассистентов по раздаче материала и учета баллов для заполнения таблиц с результатами каждого раунда, и родительский комитет, который готовит призы для участников, оформляет грамоты с дизайном мероприятия и распечатывает дополнительный материал.
На мероприятие предварительно приглашаются родители учащихся. Запись в дневнике ребёнка, информирование через Viber группы класса являются механизмами привлечения родителей к участию в данном соревновании. Родителям предлагается роль активных участников игры. Инструментарием включения родителей в игру является распределение ролей и обязанностей между ними. Во время проведения мероприятия часть родителей учащихся являются участниками команд, один родитель выбирается членом жюри и один специально приглашенный родитель, который является специалистом в области Банковского дела, т. к. ему предстоит консультировать участников в спорных вопросах.
Данное мероприятие, учитывая включение в него родителей, знакомит их с уровнем развития современного образования и современных требований, которые выставляет общество перед гражданином государства. Непринуждённая праздничная атмосфера, доброжелательность, тактичность являются психолого-педагогическими основами коммуникации со взрослыми людьми, что обеспечивает высокий уровень доверительности. А сотрудничество, доверие и взаимоуважение укрепляют не только внутренние детско-родительские отношения, но и объединяют усилия семьи, школы при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Таким образом, повышается психолого-педагогическая культура родителей: расширяются их психолого-педагогические знания о методах воспитания детей, взаимодействии с ребенком.
Анкетирование участников мероприятия и беседа после проведения игры служат инструментарием обратной связи и позволяют судить об уровне организации и проведения открытого мероприятия.
Методы активизации познавательной деятельности (соревнование, групповая работа) – направлены на возникновение желания учащихся и родителей активно участвовать в мероприятии.
Методы рефлексии направлены на формирование умений родителей анализировать собственную воспитательную деятельность.
Основная часть
«Банковские бои»
Цель:
-повышение уровня финансовой грамотности участников в процессе поиска ответов на интересные вопросы и выявление сильнейших в понимании своих прав как потребителей банковских услуг;
-организация совместной работы детей и родителей, способствующей развитию ребенка и позитивной самореализации родителей;
— воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, сплочение коллектива учащихся и родителей.
— закрепление лексического материала по теме урока «Английские банкноты»
Задачи:
-познакомить школьников с основными понятиями сферы банковских услуг в России и Великобритании;
-углубить их знания о существующих финансовых организациях;
-побудить школьников задуматься о достоинствах и недостатках таких финансовых услуг, как: вклады, кредиты, банковские карты;
-создать атмосферы сотворчества и эмоционального подъема;
-формировать чувства сопереживания от совместной деятельности.
-формировать у родителей активную жизненную позицию по вопросам партнерской работы со школьными учреждениями;
-способствовать воспитанию взаимопонимания и доброжелательного отношения друг к другу.
Личностные УУД:
формировать доброжелательное отношение, уважение к культурным и историческим ценностям других стран и народов, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Коммуникативные УУД:
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, аргументировать своё мнение.
Регулятивные УУД:
самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Познавательные УУД:
развивать навыки поиска и выделения информации, в том числе с использованием ИКТ
Участники: учащиеся 8-го гимназического класса, их родители.
Форма проведения: интеллектуальное соревнование.
Продолжительность мероприятия: 80 минут.
Оборудование:
- реквизит для раундов;
- компьютер (ноутбук) №1 для демонстрации презентации;
- компьютер (ноутбук) №2 для подсчета баллов техническим ассистентом и запуска музыки;
- колонки
В аудитории нужно организовать рабочее пространство для команд. Одно командное место включает: стол и стулья по числу игроков в команде.
Ход мероприятия.
Организационный момент. Создание положительного настроя, эмоционально комфортной обстановки.
Учитель: Добрый вечер дамы и господа! Вы видите, что наш класс разделен на 4 командных места, т.к. наши интеллектуальные бои будут проходить в смешанных (родители и учащиеся) командах. Для этого поднимите, пожалуйста, руки у кого есть банковские карты “Visa”, “MasterCard”, “CreditCard” и у кого их нет вообще. Таким способом мы разделимся на команды ( 3 ученика + 2 родителя).
Прошу команды занять свои места. Я раздам Вам бланки регистрации, где нужно:
- записать имена и фамилии всех участников;
- придумать и записать название команды;
- выбрать капитана.
Эта информация будет использована в конце мероприятия для вручения грамот.
Итак, наше соревнование называется «Банковские бои»
-Вас ожидает 5 интеллектуальных раундов. Смена раундов происходит по звуковому сигналу. После того как он прозвучал (демонстрирую звук), игроки должны немедленно прекратить все обсуждения и внимательно слушать меня.
-По итогам каждого раунда начисляются баллы. Максимально возможный балл объявляется в начале каждого раунда.
-Ответ засчитывается только, когда он озвучен капитаном или сдан бланк с ответом членам жюри. Чтобы избежать недоразумений, внимательно слушайте порядок подачи командного ответа в каждом раунде.
-Подсказки запрещены. Команды не должны подсказывать друг другу или искать ответы на вопросы в интернете. За несоблюдение правил команда может быть оштрафована на несколько баллов по решению ведущего, т.е. меня. (слайд №2):
Перед началом соревнований хотелось бы напомнить о принципах командного успеха (слайд №3):
-Уважай своих партнеров.
-Умей выслушать другого.
-Не согласен – предлагай.
Учитель: У Вас есть какие-нибудь вопросы. Дополню, подсчет баллов за каждый раунд будет осуществлять мои помощники (один ученик и один родитель- они же члены жюри). Также у нас есть приглашенный эксперт из банковской системы (это родитель), который будет помогать нам в разборе спорных банковских ситуаций. Начинаем.
Раунд №1 «Вопрос — ответ»
Краткое описание:
Формат викторины подразумевает ответ на открытые вопросы ведущего о финансовых услугах и позволяет в динамичной и интересной форме ознакомиться с различными аспектами мира финансов.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл. В этом раунде можно заработать максимум 3 балла.
В начале раунда кратко объясняю его суть, затем выдаю командам по 1 бланку ответов. На бланке нужно написать номер команды и верные, по мнению команды, ответы на 3 вопроса.
Вопросы:
1)С какого возраста разрешается брать кредиты в России и Великобритании? (Ответ: с 18 лет) (слайд №5)
2) Какую самую маленькую суммунужно положить для открытия счета в России и Великобритании? (Ответ: 10 рублей и 25 пенсов) (слайд №6)
3) Помимо возврата долга, что еще должен заплатить банку человек, взявший кредит как в России, так и в Великобритании? (Ответ: процент) (слайд №7)
После оглашения каждого вопроса командам дается 30 секунд на обсуждение, во время обсуждения включаю веселую музыку. По окончании обсуждения последнего вопроса каждый капитан должен сдать помощникам заполненный бланк с ответами на все три вопроса.
Раунд №2 «100 к 1»
Краткое описание:
Раунд «100 к 1» проводится по мотивам одноименного телешоу. Задача команд – после небольшого обсуждения угадать наиболее популярные ответы своих ровесников на 3 вопроса, связанные с пользованием финансовыми услугами. Варианты ответов были ранжированы по частоте, шесть наиболее популярных ответов на каждый вопрос включены в игру.
Команды получают баллы, если предложенные ими варианты встречаются среди шести наиболее популярных ответов их сверстников. Чем популярнее ответ, тем больше баллов получает команда. Максимально за раунд можно получить 6 баллов. На каждый вопрос команда может дать (записать в одном бланке) не более двух вариантов ответа.
Учитель: Во всех странах мира люди берут кредиты. Как в России, так и в Великобритании при оформлении кредита человек сам себе задает несколько вопросов. Сейчас мы представим, что команды тоже хотят взять кредит и им нужно ответить на мои вопросы, чтобы разобраться-эффективно ли брать кредит. После каждого вопроса засекаю 1 минуту, в течение которой Вы совещаетесь и записываете свои ответы. Через 1 минуту собираю бланки и зачитываю версии команд. Если озвучиваемый мною ответ есть на табло (слайд №13, 15, 17), Вы получаете баллы в зависимости от нахождения строчки в рейтинге ответов. Если ответа нет, то звучит сигнал неверного ответа. Если команда отгадала самую верхнюю строчку, то она получает 6 баллов; каждая последующая строчка оценивается на балл ниже. Если оба ответа команды есть на табло, то команде начисляются баллы за каждый вариант.
Последовательность действий со вторым и третьим вопросами аналогичная.
Список вопросов и ответы в том порядке, в каком они расположены на табло:
- Почему люди берут кредиты?
А) Не хватает денег
Б) Деньги нужны срочно
В) Хотят то, чего не могут себе позволить
Г) Крупная покупка
Д) Мало зарабатывают
Е) На нужды бизнеса
- Чем следует руководствоваться при выборе вклада?
А) Процентной ставкой
Б) Надежностью банка
В) Головой / здравым смыслом
Г) Целью вклада
Д) Курсом валюты
Е) Репутацией банка
- В каких ситуациях банковская карта удобнее, чем наличные деньги?
А) Крупная сумма
Б) Защита от кражи
В) Поездка за границу
Г) Всегда
Д) Покупки в интернете
Е) Маленький кошелек
Раунд №3 «Мир финансовых организаций»
Краткое описание:
«Мир финансовых организаций» – это задание на логическое мышление и осмысленное восприятие информации. Задача команд – соотнести 6 типов Российских финансовых организаций с выполняемыми ими функциями.
Этот раунд обычно оказывается сложным для игроков всех возрастов, поэтому его не рекомендуется проводить в самом начале. Максимум за раунд можно получить 5 баллов.
Учитель: В этом раунде ведущим будет наш эксперт-родитель.
Эксперт: Я выдаю каждой команде «Бланк с финансовыми организациями», на котором изображена символика шести финансовых организаций (то же изображение выводится на экран, слайд №19), и поясняю их названия.
Ваша задача – правильно определить, о какой организации идет речь в каждой из фраз. Свои ответы Вы вносите в бланк, проставляя номер утверждения под соответствующим ему изображением. На каждый слайд дается не более 30 секунд.
В конце игрокам еще раз показываю все утверждения, объединенные на двух слайдах (слайды №27-26), чтобы они могли проверить свои ответы. Показ каждого слайда длится не более 30 секунд.
После этого команды сдают заполненные бланки помощникам. Пока они подсчитывает результаты, родитель-эксперт разбирает с участниками верные ответы (слайды №28-29).
Раунд №4 «НАЙДИ СЛОВО»
Краткое описание:
В этом раунде командам нужно из набора букв составить слова, которые используются в банковских системах государств.
На выполнение этого задания дается 5 минут. В конце раунда участники сдают бланки жюри. За каждый верный ответ команда получает 1 балл. В этом раунде можно заработать максимум 8 баллов.
A |
C |
O |
I |
N |
A |
P |
P |
C |
A |
S |
H |
O |
H |
O |
E |
C |
A |
A |
E |
T |
T |
V |
N |
O |
V |
L |
T |
E |
L |
E |
S |
U |
P |
A |
A |
W |
A |
R |
I |
N |
I |
R |
X |
A |
E |
T |
O |
T |
T |
Y |
G |
G |
W |
Y |
N |
C |
U |
R |
R |
E |
N |
C |
Y |
Ответы:cash, cheque, credit card, salary, coin, tax, wage, note, currency
Учитель: Дорогие участники. Перед Вами табло с буквами английского языка, нужно найти термины, которые используются в банковских системах. Могу предположить, что не все родители изучали в школе английский язык, но Вы поможете ребятам тем, что будете вспоминать термины на русском языке, а ребята их переведут на английский ( слайды №30-31).
Раунд №5 «ОБМЕН ВАЛЮТЫ»
Краткое описание:
В раунде «Обмен валюты» командам предстоит рассчитать сколько им потребуется российских рублей поменять на фунты стерлингов для покупки некоторых продуктов в Великобритании.
За каждый верный ответ команда получает 1 балл. Максимум за раунд можно получить 8 баллов.
Учитель: Ни для кого не секрет, что каждая страна имеет свою денежную единицу. В Великобритании в обиходе находится фунт стерлингов. Сейчас Вы получите карточки с наименованием продуктов в Великобритании и её стоимостью. Вам нужно рассчитать, какую сумму Вам следует потратить в рублях для их приобретения
Список продуктов выводится на экран с их ценами (слайд №34). После 5-ти минутного совещания с командой член команды сдает бланк с ответом.
Подведение итогов.
Учитель: Наши интеллектуальные бои подошли к концу. Пока мои помощники подводят итоги, командам предстоит ответить на вопросы анкеты о необходимости проведения данного мероприятия, поделитесь впечатлениями о нём, пожеланиями на будущее.
Анкета
- Понравилось ли Вам мероприятие? (Да, нет).
- Какое задание или какой момент мероприятия Вам понравились больше всего?
- Считаете ли Вы, что участие в подобном мероприятии полезно для Вас и Вашего ребёнка? (Да, нет).
- Как Вы считаете, всё ли получилось? (Да, нет).
- Ваши пожелания.
Итак, перед Вами сводная таблица с баллами команд (слайд №35). Все показали себя хорошими финансистами и знатоками банковских систем двух государств. Большое спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что это мероприятие не последнее в нашей совместной работе.
Когда все подарки вручены, предлагаю сделать памятные фотографии со всеми участниками.
Самодиагностика учителя
Цель мероприятия достигнута.
Охват учащихся: 12 человек
Охват родителей: 10 человека
Качество организации: удовлетворительное.
Все участники отметили необходимость таких мероприятий, поблагодарили за эту идею, наиболее высокие отзывы получило задание раунда «Обмен валюты».
Положительные результаты мероприятия:
— учащиеся проявили свои творческие способности;
— дети смогли реализовать на практике языковые знания, выполняя творческие задания;
— сплотился классный коллектив, возникли новые связи между ребятами;
— положительные эмоции участников мероприятия;
— укрепилось понимание родителями важности их участия в таких мероприятиях для общего развития детей;
— слаженная командная работа учителя и учащихся.
Возникшие трудности: не все родители имели средние знания английского языка.
На основании проведенного анализа результативности мероприятия можно сделать следующие выводы:
- Успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – преподаватели, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплочённым коллективом.
- До родителей донесено обоснование важности проведения коммуникативных мероприятий вне стен школы:
— воспитание у детей организационных качеств личности, ответственности, аккуратности;
— формирование личности с широким кругозором, обладающей высокими нравственными качествами;
— овладение практическими навыками.
— развитие чувства товарищества.
- Использование нетрадиционной формы сотрудничества с родителями позволило и детям, и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, повлекло за собой расширение у родителей психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком; умение организовать необходимые, благоприятные условия для воспитания и образования в форме совместной деятельности.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, использованные методы и формы были оптимальными и эффективными. Был достигнут планируемый результат мероприятия.
Список источников
Документы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 792-р.
- Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре на 2014 – 2020 годы» утвержденная постановлением Правительства Ханты – Мансийского автономного округа — Югры от 23.09.2013 № 378-п.
- Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 93-р).
Литература
1.Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. ЭвансУМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) 8 класс
2.Как использовать психологические методы для успешного общения педагога с учениками и их родителями: практическое пособие. М.В. Китаева. – М.: АРКТИ, 2010. – 56 с
3.Смоленцева А. «Введение в мир экономики или как мы играем в экономику». Учебно – методическое пособие «Детство» 2008г.
4.Настольная книга классного руководителя 5-9 классы. И.С. Артюхова. – М.: Эксмо, 2009. – 384 с.
Интернет-ресурсы
http://вашифинансы.рф/materials/intellektualnoe-shou-finansovye-boi/
https://www.minfin.ru/ru/om/#ixzz5ShYob2mD
Зотова О. А.
«_24__»_____сентября__2018г.